Сатук Бограхан и принятие Ислама уйгурами

В древности, предки уйгуров исповедовали шаманизм. Эта религия называлась также небопреклонством. Начиная с эпохи гуннов (за несколько веков до нашей эры), вплоть до X века шаманизм был ведущей религией практически всех тюркских народов.

Восточные уйгуры (жившие па территории современной Монголии и окрестных землях), в VIII веке по инициативе кагана Уйгуро-Орхонскогокаганата — Бого, отреклись от шаманизма и приняли манихейство. Те западные уйгуры, которые жили на юге Танритага, (в долине Тарима) начиная с I века, отреклись от шаманизма и перешли в буддизм.

После того, как в 840 году восточные уйгуры бежали на запад, хотя часть их приняла манихейство (те, кто бежал на север и юг Танритага), в среде западных уйгуров (особенно в долине Тарима) глубокие корни пустивший буддизм способствовал тому, что уйгуры отказывались от манихейства и переходили в буддизм.

В X веке (до того, как Сатук Бограхан принял ислам) большая часть уйгуров исповедовала буддизм. Буддийская религия появилась в VI веке до нашей эры в Индостане, и ко II веку нашей эры она распространилась во многих странах Азии. Слово «Будда» имеет значение «Просветленный».

Праповедник буддизма — Сакьямуни родился в 565 году до нашей эры и умер в 485 году до нашей эры. Он жил у отрогов Гималаев (современный Непал), и происходил из племени Шаки. Уже в молодости Сакъямуни находил ответы на волновавшие его вопросы (о проис-.хождении человека, старости, болезнях, смерти, бедах, выпавших на долю людей), и думал о том, как облегчить судьбу людей. В конце концов, в 29 летнем возрасте, он на лошади, ночью уехал в лес, принадлежавший другому племени. Шесть лет жил он в лесу отшельником. Сидя под липовым деревом он дал клятву: «Если я не прозрею (не проснусь), то все мои дела пусть сгинут, « я не сдвинусь с места».

Однажды вечером в 35 летнем возрасте он якобы на востоке уви-веляркую звезду. В этот момент его осенило и он создал буддизм, найдя таким образом, верный путь.

С тех пор Сакъямуни, побывав в большинстве районов Индостана, проповедовал буддизм. Буддизм при правителе государства Маурев (с 330 по 185 год до нашей эры), существовавшем на Индостане, — Ашоке (273—237год до нашей эры), распространился на территории Кашмира, Кандара (современная Пакистанская провинция Пешавар). Ашока сумел объединить юг и север Индостана. Он в 260 году принял буддизм в качестве государственной религии и при ггомющи послов, направленных в страны Азии, утверждал буддизм.

В эпоху Кушанской империи (с 50 года до нашей эры по 420 год нашей эры) буддизм начал рапространяться и в других регионах, за пределами Индостана. В среде уйгуров при императоре Кушан — Ка-нишкеII (с 75 по 125 год) буддизм распространялся особенно активно. По сведениям, Канишка II с солидной группой буддийскихпраповедни-ковлично прибыл в Хотан.

Буддизм, начиная с I и по VI века (распространился в Хотане, Кашгаре, Кучаре, Турфане и других местах где жили уйгуры, и стал там господствующей религией.

Хотя прежде всего буддизм распространился в Хотане, однако именно Кучар считался в VI веке второй родиной этой религии. В то время в Кучаре были сотни буддийских храмов, десять тысяч монахов и монашек. Японский историк Есио Ляоти в своем произведении «Буддизм на западе» пишет: «Помимо того, что распространение буддизма в Кучаре связано с географическим фактором, с другой стороны, наличие большого числа монахов объясняется поддержкой их правителем… Возвратившегося (икеется >в виду возвращение Камараджшш из Индостана — Т.А.) встретил правителя Кучи — Баг Чон прибыв в Аксу. Для Камарадживы было приготовлено золотое кресло, покрытое Римской парчой. Правитель уйгуров просил Канарадживу взойти на этот престол».»

Уйгуры сыграли огромную роль в ознакомлении китайцев с буддизмом. Здесь необходимо упомянуть заслуги известного буддиста, поэта, крупного переводчика Камарадживы (это индийское имя), который- в V веке прибыв в Чанъань, перевел большое количество обращений Будды с хинди на китайский язык.

Почему же буддизм распространился во многих странах Азии? Этому есть свои причины. Согласно буддизма, те, кто в этом мире слетал добро, в том мире будут отмечены, те, кто в этом мире сделал зло, в том мире будут наказаны. Однако, хотя буддизм и праповедует возмездие, он не призывает к борьбе. Поэтому, пусть в Индостане, пусть в других , азиатских странах правители, пользуясь наставлениями Будды, укрепляли свою власть и старались продлить ее. Поэтому буддизм прежде всего пытались использовать правители. А они стремились приобщить народ к этой религии в своих целях.

После возникновения, буддизм разделился г.а несколько течений. Одно из них — Махияна (на древнеуйгурском языке, называлось — Улук Колунго), второе — Хинаяна (на древнеуйгурском-языкеназывалось — Кичик Колунго). Основываясь на фактах, изложенных в труде японского историка Есио Ляоти «Буддизм на западе», можно сказать, что уйгуры были приверженцами’ Махияны. Вот то, что мы сочли необходимым сказать о Буддизме, который исповедовали уйгуры до принятия Ислама.

Ниже мы подробнее остановимся па принятии ислама Сатуком Бограханом и той борьбе, которую он вел для распространения этой религии среди уйгуров.

Существует несколько легенд относительно принятия Сатуком Бограханом ислама. Об этом нет необходимости говорить. Основываясь на достоверных исторических фактах можно утверждать, что принятию Сатуком Бограханом ислама во многом способствовал Абу Насыр Самани.

Абу Насыр Самани был принцем Саманидского государства (существовало с 870 по 1000 год). При Саманидоком правителе Насыре II (правил с 914 по 943 год), потерпев поражение во внутрсусобной борьбе за власть, он бежал в столицу Караханидского государства — Кашгар. Его иод свое покровительство взял Огулчак и разместил севернее Кашгара — в Атуше. Некоторые историки объясняют приезд Абу На-сыраСаманн в Кашгар вышеприведенными причинами. Другие считают, что Саманидский правитель Насыр I направил Абу Насыра Самани из Бухары в Кашгар с целью способствовать принятию ислама Сатуком Бограханом. Вне зависимости от того, какая из двух версий наиболее достоверна, все равно именно Абу Насыр Самани способствовал принятию Су-тукомБограханом ислама.

В один из дней, прекрасно знавший уйгурский язык, обычаи и нравы, Абу Насыр Самани, выйдя на охоту из местечка Аргу в окрестностях Атуша — на север, ,з горы, встретил принца Сатука Бограхана и познакомился с ним. Со временем отношения между ними укрепились и в конце концов Сатук Бограхан под влиянием Абу Насыра Самани становится мусульманином. И до принятия Сатуком Бограханом ислама в Кашгаре эта религия (вероятно подпольно), но получила некоторое распространение. Приняв Ислам, Сатук Бограхан после жестокой борьбы, свергнув Огулчака (возможно и убив его) занял Караханидский престол. Это имело место в 920 году.

В результате кровавой войны,, которую вел Сатук Бограхан с уйгурами, исповедовавшими буддизм, па территории Кашгара, Яркента, Аксу, Баласагуна, Барсагана (восток Иссык-куля)и других местах, в среде Семиреченских карлуков, исповедовавших шаманизм, стал пускать корни ислам. Уйгуры- буддисты оказали очень сильное сопротивление Сатуку Бограхану. В 943 году Сатук Бограхан отвоевал Баласагун у тех, кто выступал против ислама.

После принятия ислама в 920 году Сатуком Бограханом, взаимоотношения Караханидов с Саманидами значительно улучшились. В ‘921 году для подавления восстания, поднятого шкалами в провинции Хорасан, в Саманидское государство прибыл Сатук Бограхан. Обрадованный тем, что Караханиды приняли ислам, и оказали помощь посредством Сатука Бограхана в подавлении восстания, правитель Са-манидовв свою оұередь оказал поддержку Сатуку Бограхану. В частности из Мавераннахра, Хорасана, Афганистана в Кашгар иБаляса-гупстало прибывать большое количество ученых. Именно они дали Сатуку Бограхану имя Абдукерим. При Сатуке Бограхане (с 920 по 956 год) были отчеканены золотые монеты с надписью «Караха’н Сатук Абдукерим». Сегодня такие монеты хранятся в музеях Санкт-Петербурга.

Почему же Сатук Бограхан отверг буддизм и принял ислам? В мире ничто не происходит без причины, и естественно, существовали важные причины того, чтобы уйгуры стали мусульманами. Многие уйгурские правители использовали буддизм для того, чтобы продл’ить и закрепить свое правление. С другой стороны, приняв буддизм, уйгуры теряли свое былое величие. Так как буддизм изначально призывает к непротивлению и значит, к отказу от борьбы. Уйгуры осознавали, что ислам в сравнении с буддизмом, религия более воинственная, способная поднять и возродить боевой дух народа. В результате у уйгуров и зародилось желание перейти в ислам. Кроме того, уйгурские правители стремились уйгуров, исповедовавших шаманизм, буддизм, зароастризм, манихейство, христианство, привести к одной религии, с тем, чтобы прекратив религиозные распри, создать сильное, единое государство. Кроме того,- арабы, с целью распространения ислама среди народов Азии использовали не только военную силу, но и дипломатические пути.

В VIII веке арабы не остановились перед тем, чтобы обратить в ислам народы Центральной Азии, но попытались распространить этот процесс и на живших в Восточной Азии восточных тюрков, восточных уйгуров. Например, если халиф Арабского Омейяд- _ .ского халифата — Хешам(724—743)в 730 году, направив посла в столицу восточных тюрков — город Ут\ кун, требовал отВосточпотюрк-скогокагана Билге отказаться от шаманизма и принять ислам, то первый халиф Арабского Аббасидского халифата(750—1258)— Абдулла бинип Аббас в 750 году направил Хамим бинни Бахр алМу-тавипив столицуУйгуро-Орхонскогокаганата — Карабалгасун и пытался убедить кагана Баяпчура принять ислам. И восточные тюрки н восточные уйгуры, высказав ряд соображений и найдя соответствующие причины, выразили невозможность отказаться от шаманизма и перейти в ислам.8

В начале X века ислам превратился в Мировую религию и имел огромное влияние и авторитет в Азии, Африке и Европе…

По вышеуказанным причинам, уйгуры и родственные им народы, отвергнув шаманизм и буддизм, решили добровольно перейти в ислам. Если Сатук Бограхан в 920 году, перейдя в ислам, затратил 36 лет (с 920 по 956 год) для того, чтобы утвердить ислам среди уйгуров, правитель Итиль-Булгарскогогосударства(770—1400)— Алмасхан (900—925)в 920 году, собрав посольство из числа Хазарских мусульман во главе с Абдуллой, направил его ко двору халифа Арабского Аббасидского халифата(750—1258)— Муктадиру(908—932)с целью сообщить о принятии ислама и для того, чтобы арабы направили ученых в Булгарию для обучения их исламским заповедям. ХалифМукта-дирвстречал послов Алмасхана очень тепло и радушно. ХалифМук-тадирнаправил в столицу ИтильБулгарского государства — город Булгар очень представительное посольство во главе с человеком по имени Сусон Арасис. По этому поводу есть следующие данные: «Караван, направленный в 922 году халифом Муктаднром к Булгарскому правителю являлся наиболее крупным из тех, которые нам известны. Этот караван состоял из 5000 человек, 3000 лошадей и верблюдов. Естественно, это очень существенный факт. Ибо такой караван не только точки зрения торговли, на и политики — явление неординарное. Обычно дальние караваны состояли из 200—300верблюдов или лошадей, и примерно такого же количества людей. Неверно считать караваи только торговой миссией. В составе каравана были не только купцы, охрана, обслуга, но и направленные государством, либо по своей воле переселенцы, ремесленники, ученые, художники, мастеровые, дипломаты, путешественники.

Кроме того, многие купцы выполняли и дипломатические поручения. В 922 году направленный халифом Муктадиром караван во главе с Сусоном Арасисом и секретарем Ибн Пазланом к Алмасхану в город Булгар, естественно, выполнял не только торговую, но и важную дипломатическую, военно-техническуюи религиозную миссию.

Выйдя из Багдада, представительная посольская делегация, пройдя через Хорасан, Бухару, Хорезм, достигла столицы Итиль-Булгарскогогосударства — города Булгар.

Именно эти арабские послы к Итиль-Булгарскомуправителю Алмасхану привезли послание и подарки от халифа Муктадира. В частности, народам, жившим начиная от северснвостючных берегов Каспийского моря и до северных берегов Чериого моря: Хазарам (905—968) (каган Харун I I )(931—?) , между Аральским и Каспийским морями жившим огузам во главе с Сельджук беком.

В 922 году Ахмет бии Пазлам, вернувшись из Итнль-Булгарскогогосударства в Багдад, оставил хорошие сведения о булгарах, хазарах, огузах. Эти воспоминания дошли до наших дней и являются важным материалом по изучению истории булгар, хазар, огузов.

О положении булгарокого правителя Алмасхана в период принятия ислама Заки Валиди Тоган писал: «Когда до въезда в город Булгар посольства направленного Арабским Аббасидским халифам Муктадиром остался всего лишь один день пули, советники Алмасхана, его сыновья и родственники вышли встречать посольство. Они очень радушно, хлебосольно встретили караван. Когда до города Булгар осталось около 15 верст, Алмасхгп сам цыехал навстречу послам. По обычаям предков Алмасхан сошел с коня и глядя на почетных гостей, поклонился. Он разбрасывал золотые и серебрянные монеты и приветствовал гостей.

Послы с огромным почетом вошли в город Булгар. Алмасхан поставил в их честь шатры, где и принимал гостей. В течении четырех дней с участием всех почетных граждан города, крупных вельмож и сановников была проведена церемония принятия ислама. Это крупное пиршество произошло с почетом и любовью. Алмасхан совместно со старейшинами города произнес молитву з присутствии послов. Имя Алмас он изменил на Джапар. Он основал мечеть и повелел свое имя упоминать в молитвах. Это событие произошло в 310 году, 16 мухаррама Хиджры (15 мая 922 года)».

После принятия ислама Итиль-Булгарами,сын Алмасхана — Аметхан с огромной свитой поехал в Багдад ко двору Аббасидского Халифа Мутитики(940—944).Булгарский правитель Мухамметхан в 986 году направил послов к Великому князю Киевской Руси — Владимиру и призвал его принять ислам. Попытки Мухамметхана распространить ислам среди русских не привели к успеху. Владимир (980— 1015) установил тесные взаимоотношения с Восточной Римской империей (Византией — Х.Х.). Он женился на сестре императора Восточной Римской империи — Василия II(976—1025).Владимир думал принять христианство и породниться сВосточно-Римскимимператором и таким образом укрепить свое правление. Под влияниемВосточно-Римскойимперии Владимир не принял ислам, а в 998 году принял христианство. Он выбросил атрибуты идолопоклонничества, бывшие в Киеве. Население Киева путем омовения в водах Днепра заставил принять христианство.

В заключении следует сказать, что в начале X века победное шествие ислама достигло многих регионов мира.

После принятия ислама в 920 году Сатуком Бограханом, Хотан-ское,Кучарское княжества и Уйгурское Идикутство, где преобладали буддисты, подняли восстание (они были покорены при Кол Билге Карахане) и добились независимости. Кроме того, восстали также и уйгуры, жившие па Алтае, в районе реки Или, которые исповедовали шаманизм и буддизм. В этих сложных условиях Сатук Бограхан предпринял жесткие меры для подавления восстаний. Возглавив войска, состоящие изуйгуров-мусульман,он направился в Хотан. После жестокой битвы он нанес поражение правителю Хотана и окружил город. При поддержке мусульман, бывших в городе, город был взят.

После покорения Хотапа, Сатук Бограхан направился противуйгуров-буддистовгорода Кучар. Хотя Кучар, считавшийся второй родиной буддизма после Индостана и оказал серьезное сопротивление, все же потерпел поражение и был вынужден покориться. Среди уйгурских буддийских государств Кучар был самым богатым, с развитой культурой, очень сильным. Его территория охватывала современные районы Кучар, Бугур, Шаяр, Бай, Аксу, Токсу. Кучарское государство с центром, в городе Кучар имело границы на юге с Хотаном, на западе с Кашгаром (гора Маралбспш), востоке — Карашахаром, севере — подножием Тапритага.

Во время этого похода Сатука Бограхана (вероятно в 935 году), хотя Хотан и Кучар были покорены, не все их население стало мусульманами. Многие продолжали оставаться буддистами.

Вернувшись из походов па Хотан и Кучар, Сатук Бограхан готовился к покорению Уйгурского Иднку.тства. Для покорения Уйгурского Идикутства он направил войска Қарахапидов двумя путями — северным (через Или) и южным (через Карашахар). Неизвестно, кто был в этот период правителем Уйгурского Идикутства. Если Сатук Бограхан отправился для покорения Уйгурского Идикутского государства в 940 году, тогда правителем Уйгурского Идикутства был Ирдпмнн каган (правил с 940 по 948 год).

В результате нескольких сражений Караханидским войскам удалось одержать победу над Уйгурским Идикутством. Однако уйгуры-буддистыУйгурского Идикутства подчинились столице Карахапидав. Кашгару, сохранив буддистскую веру.

Для повторного покорения Уйгурского Идикутства много сил затратил сын Абу Насыра Самани — Абдулфаттах, проведший несколько войин и заслуживший большую славу. По этой причине Сатук Бограхан пожаловал ему титул «Алп Текин» (принц-герой).

Всю свою жизнь проведший в боях за утверждение ислама в среде уйгуров, один из основателей величия Караханидского государства, создатель условий расцвета Централыюазиатской культуры, талантливый полководец, мудрый политик, авторитетный человек — Сатук Бограхан скончался в 956 году. Согласно завещанию, его похоронили рядом с учителем, Абу Насыром Самани. Находящийся в Атуше мавзолей Святого Сулгала является пи чем иным, как местом захоронения Сатука Бограхана. В этом же мавзолее Святого Султана находится могила и Абу Насыра Самани.

Источник: Тургун Алмас — Уйгуры

Смотрите также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *