Уйгурское Кянсуйское княжество

Возникновение уйгурского Кянсуйского государства

Тибетское государство на Востоке Азии в XII веке достигло своего могущества. В 630 году в среде тибетцев появился национальный герой по имени Сонгцэн Гампо. Он в 630.гаду сумел объединить тибетские племена, проживавшие на высокогорье, в том числе в районе Кукуиора и создал Тибетское государство. Гонгцэн Гампо (правил с 630 по 650 год), наладил военную и гражданскую структуру, что позволило значительно усилить Тибетское государство. Направив своих представителей к Хотанским уйгурам, па основе принятой ими письменности (вероятно, санскрите), создал новую письменость. Империя Тан, опасаясь усиления своего юго-западногососеда — Тибета, в 641 году направила свою принцессу Вэй Чин в качестве наложницы Сонгцэн Гампо. В 710 году китайская принцесса Цзинь Чэн стала наложницей Тибетского правителя Тридэ Цугтема.

В XII веке между сильным Тибетским государством и империей Тан проходили продолжительные, кровопролитные войны. Империя Тан, образовав союз с Уйгурским Орхонским каганатом, противостояла Тибету, однако Тибетское государство не потерпело в войне поражения! К 760 году империя Тан, ослабленная Таласской битвой (в 751 году) и восстанием Онлука, значительно утратила свои позиции. Воспользовавшись внутренними и внешними проблемами, имевшими место в династии Тан, Тибетское государство в 760 году захватило большую часть территории провинции Сычуань и практически пол-винциюГаньсу.

В 783 году мехду Тибетом и империей Тан было заключено перемирие. После этого, Тибетское государство предприняло военные действия против Уйгурского Орхонского каганата с целью оккупации долины Тарима. В начале уйгуры терпели поражение. Тибетцам удалось даже захватить у уйгуров город Бешбалык. Однако к 800 году Уйгу-ро-Орхонскийкаганат сумел отбить Бешбалык у тибетцев. К 808 году уйграм удалось даже выбить тибетцев из района Ланьчжоу, что в провинции Ганьсу. Невзирая на поражение, Тибетские войска предпринимали попытки атаковать Бешбалык, Кучар, однако в 812 годуУйгуро-Орхонскийкаган Аи Танрихан одержал убедительную победу над тибетцами в районе этих городов: — Бешбалык и Қучар. С того времени тибетцы с огромным трудом удерживали в своих руках контроль над провинцией Ганьсу.

Как ни странно, но в 840 году часть восточных уйгуров переселилась именно в Ганьсу. Китайские ученые, принимая во внимание, что в то время Ганьсу контролировалась Тибетским государством, описывая уйгуров, переселившихся в коридор Хеши провинции Ганьсу, отмечали, что «Часть уйгуров ушла в Тибет».

В 865 году войска Уйгурского Идикутского государства под командованием Боко Текина разбили Тибетские войска в районе озера Кукунор, южнее города Синин, в местности Лидо. Взятый в плен тибетский полководец Шан Кунжо был обезглавлен. С тер пор тибетское влияние в Ганьсу практически было ликвидировано. Тем более, что к тому времени Тибетское государство раскололось изнутри и терпело период упадка.

Победа уйгурских Идикутских войск над тибетцами в 865 году позволяла с одной стороны разгромить Тибет, а с другой — освободить уйгуров, живших в коридоре Хеши, что в Ганьсу.

Уйгуры, жившие в коридоре Хеши, в 870 году создали государство со столицей в городе Ганьчжоу (современный город Чжанье). Китайские историки это государство назвали «Ганьчжоуское уйгурское государство». Мы сочли возможным назвать это государство — Уйгурское Кянсуйское государство. В состав независимого Уйгурского Кянсуй-скогогосударства (существовало с 870 по 1035 год, то есть более 160 лет), входили районы вокруг городов современной провинции Ганьсу: — Дунхуан, Чжанье, Увэй, Анши, Җючван, Ланьчжоу, а также район Ирсин в современной Нинся. До того, как в 841 году в коридор Хеши переселилась часть уйгуров извосточно-уйгурскогорода Яглакар, там уже (с периода до нашей эры), жили уйгуры.

Усиление уйгурского Кянсуйского государства

В 907 году, существовавшая примерно 300 лет (с 618 по 907 год) империя Тан была ликвидирована. С тех пор в Китае наступил период, известный в истории под названием «Пять династий, десять ца’рств». В этот период в северном Китае существовали следующие пять династий: Поздняя Ляп (с 907 по 923 год), Поздняя Тан (923— 936), Поздняя Чин(936—946),Поздняя Хань(947—950),Поздняя Чжоу(951—960).В это же время в южном Китае, включая район Шаньси, существовало десять княжеств: — У (с 902 по 937), Южная Тан(937—975),Вуй(907—978),Ци(907—951),Мин(945—970),Южная Хань(917—971),Ранняя Чу(903—925),Поздняя Чу(933—965),Нанфен'(924—962), Северная Хань (951—979).Именно этот период китайские историки и называли «Пять династий, десять царств».

В эпоху «пяти династий, десяти царств», отсутствие в Китае единого централизованного государства создало хорошие условия для усиления Уйгурского Кянсуйского государства. Во всяком случае, между китайскими государствами той эпохи и Уйгурским Кянсуйским государством существовали равноправные отношения. Дело в том, что с точки зрения военной силы, государства «пяти династий» были относительно слабы, и вели друг с другом многочисленные войны с целью поглощения друг друга. Соответственно, отсутствовали прочные границы между ними.

В 960 году династии Сун удалось в общем объединить Китай. Отношения между династией Сун и Уйгурским Кянсуйским государствами удерживались на уровне добрососедских.

Со времени образования Уйгурского Кянсуйского государства, оно вело борьбу с целью подчинения местных правящих кланов, проживающих на территории Кянсу (Ганьсу).

Чжан Чинфен, наследник Чжан Пейчао, бывшего правителя района Дашата, контролировавшимся до 872 года династией Тан, в 905 году воспользовавшись невозможностью дальнейшего контроля со стороны династии Тан, попытался создать так называемое независимое «Западное Ханьское Алтунтагское княжество». Чжан Чинфен сам себе присвоил титул «Ак тонлук Танрикут». Однако «Западное Ханьское Алтунтагское княжество» существовало очень недолго. Уйгуры в 906 году предприняли против него боевые действия. Эта война закончилась окончательной победой Уйгурского Кянсуйского государства в 911 году. Хотя Чжан Чинфен и пытался, объединившись с некоторыми силами Тибетского государства, разбить уйгуров, однако это ему не удалось. Чжан Чинфен лишился власти. Вместо него был назначен, происходивший из согдийцев, Сав Иежин.

Китайские государства эпохи «Пяти династий, десяти царств» установили с Уйгурским Кянсуйскнм государством нормальные отношения. Однако, одержанная в 911 году победа Уйгурского Кянсуйского государства над Чжан Чинфеном, не понравилась «княжеству Поздняя’ Лян», имевшей столицу в городе Кайфыне. Это послужило ухудшению взаимоотношений. Хотя «Поздняя Лян» и сочувствовала Чжан Чинфену, оградить от поражения его у нее не хватило сил и могущества.

В конце 20-хгодов X века Уйгурское Кянсуйское государство со столицей в Сандиби (китайские историки называли Ганьчжоу), под руководством правителей из племени Яглакар, значительно усилилась и расширила свою территорию. В то время границы Уйгурского Кянсуйского государства простирались: — на івосте — до городаЛанчь-жоу,на западе — до отрогов Танритага (восток города Кумула), на юге — до Чиляньшаня (горная система), на севере — до пустыниТан-рив районе Нинся. Уйгурское Кянсуйское государство обладало территорией, пригодной как для земледелия, так и для животноводства.

В связи с тем, что Уйгурское Кянсуйское государство занимало выгодное стратегическое положение на торговых путях востока и запада, оно играло важную роль во взаимоотношениях Запада и Китая. Одновременно, Уйгурское Кянсуйское государство поддерживало торговые связи с отвельными государствами, постоянно обмениваясь торговыми караванами с ними.

Необходимо помнить, что китайские средневековые историки эти торговые караваны ошибочно называют «посольствами», а товары, привозимые уйгурами, называют «подарками». В действительности же Уйгурское Кянсуйское государство не было в какой-либозависимости от Китайских княжеств. Даже когда династия Сун сумела объединить Китай, ‘Уйгурское Кансуйское государство сохранило независимость и не было речи о какой-либоподчиненности Уйгурского государства Китаю.

Это тем более ясно, так как правители китайской династии Северная Сун простонапросто не имели возможности оказывать на Уйгурское Кянсуйское государство военное или политическое давление. Династия Северная Сун вначале подверглась нападению со стороны Вос-точно-Киданьскогогосударства, а затем Тангутского государства. В этой ситуации совершенно невозможно, чтобы Уйгурское Кянсуйское государство выплачивало Сунской династии дань. В эпоху «пяти династий, десяти царств», китайские княжества считали своей обязанностью, не взирая на свою слабость, предоставлять правителям Уйгурского Кянсуйского государства высокие титулы. Это было равносильно тому, как Аббасидский Халифат (существовал с 751 по 1258 год), присуждал титулы, типа «Правитель Востока и Запада», «Покровитель религии», значительно более сильным правителям Караханидского каганата, Газневидского султаната, Сельджукидского государства. То, что Караханиды, Газневиды, Сельджукиды, принимали эти титулы от Аббасидского халифата, не означает, что они зависели от последнего.

Войны, происходившие между уйгурскими Кянсуйским государством и Тангутами

В X—XIвеках, в приграничных с Сунской династией регионах, сначала существовалоВосточно-Киданьскоегосударство, государство Тайгутов. Затем было образовано государство Чжурчженей. Среди вышеупомянутых государствВосточно-Киданьскоегосударство иЧжурч-женьскоегосударство предпринимали попытки расширить свою территорию за счет набегов на ослабленные государства «Пяти династий и десяти царств» и на Сунскую династию. А Тангуты стремились разгромить прежде всего Уйгурское Кянсуйское государство, совершая на него постоянные набеги.

Тангуты представляли собой народ тибетского происхождения, и с «Древнейшего периода жили на западных отрогах Чогайоких гор. В период Уйгуро-Орхонскогогосударства они были зависимы от уйгуров.

Тангуты стали усиливаться в начале X века. Их усилению способствовали те обстоятельства, которые имели место в Восточной Азии. Это: переселение в 840 году восточных уйгуров на запад, ослабление к 860 году сильного Тибетского государства, ликвидация в 907 году династии Тан, и появление в Китае десятка слабых государств, непрекращающиеся войны между династией Сун и Восточными Киданями, Чжурчженями. Все это создало условия для усиления Тангутских племен и создания ими независимого государства.

В 30-хгодах XI века Тангутский лидер Юаньхао провозгласил о создании Тангутского государства(10321227) иобъявил себя правителем. Столицей этого государства был город Иньчуань, что в современной Нинся.

В период усиления Тангутского государства, в состав ее территории входили современные: район Нинся, северная часть провинции Шэнси, северо-западнаячасть провинции Гальсу,северо-восточнаячасть провинции Цинхай, часть Внутренней Монголии. В составе населения Тангутского государства были тангуты, уйгуры, китайцы, тибетцы.

Тангуты находились в постоянных враждебных отношениях со своими соседями (уйгурами, Восточными киданиями, династией Сун, Чжурчжениями). В частности, они никогда не жили в добрососедских отношениях с Уйгурским Кянсуйским государством.

Войны, происходившие между тангутами и уйгурами, можно разделить на два периода. Первый период включил в себя примерно 60 лет, с 920 по 982 год. Второй период включил 50 лет, с 982 , по 1032 год. Ниже мы приведем основные события, происходившие во время этих двух периодов:

Тангуты в первые века нашей эры кочевали на территориях современной Нинся и недалеко от восточной части провинции Ганьсу^ В тот период тангутские племена образовали союз племен. Тангуты усилили набеги на караваны, направляемые Уйгурским Кяпсуйским государством с товарами и послами в адрес государств Великой китайской равнины в 920 году. Тангуты, нападая на караваны, грабили их и убивали послов. Однако Уйгурское Кянсуйское государство совместно с государством Поздняя Тан, жестко противостояла набегам тангутов. «Была усилена охрана караванов, навстречу караванам направлялись войска. Были организованы походы на тангутов».Қ концу X века тангуты представляли собой значительную силу. С этого времени они приступили к созданию собственного государства. Именно тангуты, начиная с 982 по 1032 год в течении 50 лет осуществляли непрерывные набеги на Уйгурское Кянсуйское государство и в конце концов ликвидировали его.

Второй этап военных действий между тангутамп и Уйгурским Кянсуйским государством закончился катастрофой для Уйгурского Кянсуйского государства.

Тангутский правитель Дэмин (правил с 1004 по 1032 год), в 1006 году направил послов ко двору императора Сумской династии — Чин-зуна(правил с 998 по 1022 год), и заключив с ним договор о мире, в 1008 годуначалофициальнуювойнупротивУйгурскогоКяііісуйскогогосударства. В этой войне уйгуры буквально разгромили тангутские войска. Тангутский командующий Ванзи, опасаясь наказания Дэмина, бежал в пределы государства династии Сун.

В 1009 году тангуты снарядили 20 тысячное войско, и вновь со вершили нападение на Уйгурское Кянсуйское государство. Во время этого похода, тангутам при поддержке Восточных киданей удалось ок ружить и осадить столицу Уйгурского Кянсуйского государства — го род Сандиби. Осада Сандиби продолжалась десять дней. Однако, уйгурский каган Яглакар «неожиданно вы’йдя ночью за пределы горо да, нанес огромный ущерб тангутским войскам, и в результате разбил ..их. Тангуты бежали».

 Хотя тангуты в 1010 году вновь предприняли наступление на Уйгурское Кянсуйское государство, они не имели.успеха. Основываясь на исторических данных, можно утверждать, что Уйгуқское Кянсуй ское государство.с 1008 по 1010 год постоянно отражало нашествия тангутов и киданей. . . .

Уйгурское Кянсуйское государство вело непрерывные войны с тан-гутамис 1010 по 1026 год. В числе этих войн были и небольшие стычки, но были и серьезные сражения. В сражениях, имевших место до 1026 года, уйгурыоказалиподдержку тибетцамрайонаЛаньчжоу исовместными усилиями разбили тангутов. Именно в это. время Восточные кидане на три’ дня осадили столицу. Уйгурского Қянсуңскогогосударства—городСандиби. Однако, потерпев поражение, отступили.

В 1026 году тангуты предприняли хорошо спланированное, подготовленное нападение на Уйгурское Кянсуйское: государство. В 1028 году тангутам удалось захватить столицу Уйгурского Кянсуйского государства — город Сандиби. Уйгурский каган — Яглакар покончил жизнь самоубийством. Его дети и родственники попали в плен. В 1036 году тангуты захватили города Сучу, Гачу, Шачу (Жючван, Юмин, Дунху.ан — Т. А. ) , расположенные на крайнем западе.коридора Хеши. Таким образом были утеряны последние опорные пункты, уйгурского государства. Часть уйгуров была вынуждена бежать с этих мест на запад. Вторая часть, двигаясь на юг, перешла через горные хребты и оказалась в районах проживания тибетцев».

Таким образом, часть уцелевших уйгуров ушла, на запад и укоре-.ниласьпод опекой Идикутства (в районе Кумула), а другая часть ушла в тибетские районы (около Кукунора). Проживающие сегодня в провинции Ганьсу, районе Сунань — желтые уйгуры, считаютсяпотомками тех уйгуров, которые после поражения от тангутов, не ушли ни на запад, пи на юг, а остались на своей земле.

По поводу войн, происходивших между уйгурским Кяпсуйскнм государством и тангутами, имеются многочисленные документальные свидетельства, оставленные китайскими средневековыми историками. Кроме того (хотя и не полностью), эти события нашли отражения в отрывке из дастаиа Махмута Қашгари «Словарь тюркских наречий».

Например:

«На Тангутские войска напали Их женщин опозорили, , Мужчин развеяли, разбили,

Тангуты в плен попали, подчинились».«Тангуты правителя Тагун Сини обманули. Обманом завлекли и убили, Родственники были огорчены, Увидев эту смерть, они вмиг побледнели».Хотя первое четверостишие и показывает победу уйгуров над тангутами, второе показывает их поражение. Для пояснения этого, отметим следующее: в стихотворении говорится, что’ «Тангуты обманули правителя Қатун Сипи». Что же это за «Катун Сини?»

Выше мы говорили, что территорию Уйгурского Кянсуйского государства включала в себя долину Ирсин (до Ичингола) района Нинся. Именно в этой долине Ирсина в эпоху Уйгуро-О-рхонскогогосударства был город под названием Хатунбалык. То, что у Махмута Кашгари идет под именем «Катун Сини» не что иное, как «правитель» города Хатунбалика — Уйгурский каган, подчиняющийся УйгурскомуКянсуй-скомугосударству.

Население Катун Сини (название маленького городка, расположенного между Тангутами и Чином (Китаем) и тангуты враждовали между отбой. «Тангуты разбили народ Катун Сини».

Значит, в вышеприведенном стихотворении совершенно ясно говорится, что «Катун Сини» — это маленький городок.

Сегодня некоторые историки Запада высказывают предположение, что столицей Уйгурского Кянсуйского государства являлся не пород Ганьчжоу, или как мы его называем — Сандиби, а возможно город Катун Сини (Хатутгбалык). Думается, что этот вопрос следовало бы продолжать изучать и в дальнейшем.

В связи с ликвидацией тангутами Уйгурского Кянсуйского государства возникает вопрос: почему тангуты предприняли нашествие на Уйгурское Қянсуйское государство и уничтожили его?

Основными причинами нашествия тангутов является то, что уйгуры к тому времени значительно ослабли, и в местах, контролировавшихся Уйгурским Кянсуйским государством .проживали .тангуты н родственные им племена. Однако более важно, на наш взгляд, это то, что возникала возможность контролировать единственную международную трассу-путьпроходившую по коридору Хеши, и связывающую Восток и Запад, а также возможность обладать плодороднейшими землями этого региона.

Совершенно непонятным остается то, что в период упадка Уйгурского Кянсуйского государства, родственные государства — Караха-нидови Уйгурского Идикутства, не оказывали ему поддержку и помощь. Кроме того, династия Сун не пожелала оказать военную помощь Уйгурскому Қляінсуйскому государству. Уйгурское Кянсуйское государство в 996 году направляло послов в столицу Супской династии — город Кайфын с предложением объединить усилия в борьбе против тангутов. Однако переговоры1001 года между уйгурскими послами, прибывшими вКайфып и императором династии Суп — Чиизупом закончились безрезультатно. Хотя в 1008 году уйгуры вновь просили помощи у Сунской династии, Чинзун не счел возможным предоставить ее. В то в_ремя война между династией Сун и Восточными киданиями в целом была завершена. Так как согласно заключенному в І005 году мирному договору между династией Сун и кида.нями, стороны согласились на перемирие. Тем не менее, династия Сун, находя.всевозможные причины, давала лишь пустые обещания и направив подарки, не предоставляла Уйгурскому Кянсуйскому государству действенной военной помощи. Такая позиция Сунской династии согласовывалась, с принципом, применявшимся уже долгие годы. Этот принцип гласил: «Уничтожать варваров руками самих варваров».

Внешне-торговые взаимоотношения уйгурского Кянсуйскогогосударства

Территория Уйгурского Кянсуйского государства находилась между Китаем и Западом, на очень важном участке суши. Поэтому, внешнеторговые связи Уйгурского Кянсуйского государства играли очень важную роль.

В «Эпоху пяти династий» государства Великой китайской равнины былиоченьзаинтересованы вприобретении в Уйгурском Кянсуйском государстве необходимых для боевых действий лошадей, и всевозможной лошадинной амуниции. И действительно, «Правители Поздней Тан, Поздней Чин, противостоя Восточным киданям, постоянно покупали у уйгуров лошадей. И Северная Суп покупала у уйгуров лошадей.

В965 году, караван, направленный Уйгурским Кянсуйским каганом в адрес империи Сун, перевозил «1000 лошадей, 500 верблюдов, более 500 самоцветов, 40 цзиней (1 цзинь — 500 гр) ношатыря, восемь нитей янтаря, 1000 кусков шерстяных тканей, пояса с самоцветами, седельную принадлежность»,1

Основываясь на вышеприведенных фактах, можно сказать, что среди других товаров, отправленных в династию Сун, в количественном отношении больше всего лошадей.

Взаимоторговля между правительствами Уйгурского Кянсуйского государства и династией Сун показывает, насколько тесные и плотные торгово-экономическиесвязи были установлены уйгурами с соседями. В 1011 году император династии Сун — Чинзуп (правил с 998 по 1022 год) направил в адрес Уйгурского Кянсуйского кагана Яглакара «500 комплектов одежды, 500 серебряной посуды, парчовый халат, золотой пояс, супруге кагана — 400 комплектов одежды, 300 видов серебряной посуды, каганскому главному тархану —200комплектов одежды, 100 видов серебряной посуды, уйгурскому послу — серебряный кубок и золотой наголовной значок».

Малявкя  приводит нижеследующий список товаров, поступающих в Китай посредством Уйгурского Кянсуйского государства: «Янтарь, алмазы, благовония, духи, верблюды, дикие верблюды, одногорбные верблюды, жемчуг, медь, стекла, ртуть, янтарь, нефрит, сэколы, скорпионы, сырье для лекарств ю сами лекарства, лошади, шкуры лошадиные (выделанные), породистые лошади, местные продукты, стальные клинки, нашатырь, всевозможные самоцветы, украшения из драгоценных камней, кожаная одежда, іюяеа, украиіення алмазами, и… рога сайгаков, сапоги, седла и снаряжение, сбруя, украшенная янтарем, нотнижи… Шкуры пушных животных, соль, сталь, цветныеткани, Иранские ткани, шерстяные ткани, хлопковые ткани, упряж, отделанная драгоценными камнями… Домашняя утварь, стеклянные предметы,., украшения, хлопок, жир яков, и другие…

Часть этих товаров производилась в Уйгурском Кянсуйском государстве, другая часть доставлялась через посредство Қараханидов и Уйгурского «Идвкутства из стран Запада. Это совершенно очевидно, если вглядеться в вышеприведенный список…

Источник: Тургун Алмас — Уйгуры

Смотрите также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *