Религия уйгуров: буддизм

Уйгурский принц (фреска из «Пещеры Тысячи Будд», г. Куча)

В 1 веке до н.э. буддизм из Индии через Кашмир сначала проник в г. Хотан, а вскоре по Шелковому пути распространился на север в Кашгар. До и после проникновения буддизма Восточный Туркестан находился на стадии развития ра­бовладельческого строя. На юге Уйгурии шла междоусобица между несколькими десятками отдельных княжеств, в результате чего постоянно вспыхивали войны, царили тревога и беспо­койство. Буддизм проповедует терпение, а госпо­дствующему классу как раз требовалось посре­дством этой религии усмирить недовольство и протест трудового народа; вера в первобытную религию не смогла изменить трагическую участь простого люда и тогда он возложил свои надежды на новую религию — буддизм. Поэтому буддизм после своего проникновения при всемерной поддержке и пестовании очень быстро рас­пространился на различные районы. www.uyghurtoday.com

Статуя Кумарадживы, г. Куча, около пещерного комплекса Кизил (Пещера тысячи Будд)

В те времена каждый оазис был отдельным княжеством, где почти все — от правителей до простого люда верили в буддизм. Вместе с процветанием буддизма стремительно росло и количество монахов. Согласно историческим записям, в Юйтяне монахов тогда насчитывалось несколько десятков тысяч человек, только в одном храме Цюймоди было 3000 монахов, в других районах обычно насчитывалось от 1000 до 4000 монахов; во всех районах стало модно строить храмы и пагоды, в те времена только в Куче было построено тысяча буддийских пагод и молелен. В Юйтяне почти перед каждым домом была пагода, самая маленькая достигала более шести метров в высоту. Храмов было не только в большом количестве, они принимали все большие масштабы, а внутри сверкали роскошью. Расположенная в районе Аксу на юге Восточного Туркестана знаменитая Пещера тысячи будд была создана в этот период. www.uyghurtoday.com

Уйгурский купец (фреска из «Пещеры Тысячи Будд», г. Куча)

В этот период на обеих концах Таримской впадины, на южном и северном отрезках Шелкового пути постепенно образовались два буддийских центра — Юйтянь и Куча. В те времена многие монахи районов Центральной равнины издалека шли в Уйгурию или через Уйгурию в Индию за учением. В 399 году в эпоху Восточной Цзинь (317 — 420) знаменитый монах Фасянь (примерно 337 — 422) из Чанъаня двинулся на запад через Восточный Туркестан в Индию за учением. Он глубоко исследовал буддийские религиозные течения, храмы, количество монахов и буддийские события и обряды в различных районах Восточного Туркестана, причем обо всем увиденном он написал в книге «Записи о буддийской стране». В ней он подробно и с чувством описывает очень распространенные тогда в Восточном Туркестане два буддийских обряда — «шествие» в Юйтяне и «очищение» в Кашгаре.

Фреска из «Пещеры Тысячи Будд, г. Куча»

«Шествие» — упрощенное название шествия с Буддой на колеснице. Шествие в Юйтяне продолжалось 14 дней, его устраивали по очереди 14 крупных храмов в Юйтяне. Церемония очень торжествен­ная и грандиозная, участвовали не только все буддисты, но и сам правитель с супругой. Когда колесница с Буддой приближалась к городским воротам на расстояние ста шагов, правитель должен был снять корону; облачиться в новое одеяние и босиком с благоухающими свечами и свежими цветами выходил за ворота навстречу Будде, чтобы провести его в город; правительница вместе со своими служанками, стоя на городской стене, бросала сверху цветы. В Кашгаре и других районах был обряд «очищение», который проводился один раз в пять лет. Очищением руководил государь. Он приглашал монахов со всех мест и содержал их вместе со своими министрами, обряд длился от одного до семи дней. По окончании обряда государь и министры преподносили монахам дорогие подарки.

Буддийская фреска созданная уйгурскими мастерами «Пещера Тысячи Будд, г. Куча»

С 5 века по начало 7 века в Восточном Туркестане бесконечно наблюдались войны, которые наносили экономике в оазисах серьезный ущерб, народ с каждым днем все нищал. Обремененный тяжелыми оброками, он должен был еще нести бремя строительства храмов и пагод и проведения буддийских религиозных обрядов, содержать большое количество не работающих монахов; эра в буддизм не только не принесла ему счастья, наоборот, еще более утяжелила его трагическую участь.

Алтун ярук — древнеуйгурский памятник о буддизме

Все это постепенно пошатнуло веру в буд­дизм. С середины 7 века буддизм, хотя по-пре­жнему занимал при поддержке правительства главное место в религии, однако зороастризм, манихейство и другие религии потихоньку вытесняли его, что привело буддизм к упадку. Прибывший в этот период в Восточный Туркестан знаменитый монах Сюаньчжуан увидел буддизм, храмы, религиозные обряды и количество монахов уже далеко не в таком состоянии, о каком писал Фасянь. Поэтому после проникновения в Уйгурию исламской веры буддизм стремительно стал увядать и господствующее место в религии в конце концов занял ислам. www.uyghurtoday.com

Вместе с широчайшим распространением буддизма в Уйгурию с Востока и Запада вдоль Шелкового пути проникли даосизм, манихейство и христианство.

Источник:

  1. Ма Пинь Янь. Религия в Синьцзяне Китай — Синьцзян. МИК 90с

Видео: Древнеуйгурская цивилизация (Буддийский храм «Пещера Тысячи Будд»)

Смотрите также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *