Уйгурская музыка

0
2134

Performing_Muqam3

Огромное место в быту уйгуров занимают музыка и танцы. Праздники, вечеринки, свадебные торжества не обходятся без музыки и танцев. Уйгурские народные песни отличаются большой мелодической самобытностью. Их можно слышать как в сольном, так и в хоровом исполнении. Пение сопровождается музыкой, которая выводит мелодию песни с вариациями и подчеркивает песенный такт. Во время пения покачиваются в лад песни, иногда такт отбивают ладонями.

В настоящее время широко распространено исполнение отдельных частей из цикла «Двенадцать уйгурских мукамов» — выдающегося творения музыкального народного творчества. Народные песни и мукамы исполняются в сопровождении народных инструментов, которых у уйгуров огромное количество. Ограничимся перечислением некоторых из них. Это – дутар с кузовом овальной формы и длинным грифом, имеющим от 8 до 15 передвижных лодов из струн, тэмбир – щипковый инструмент, ситар – лютня с тремя металлическими струнами, девятиструнный смычковый инструмент, трехструнная бандура, пятиструнная бандура «равап», цымбалы с 48 струнами, гусли (калун) с 18 парами струн, смычковый инструмент «гиджяк», имеющий от 4 до 10 струн. Среди ударных инструментов имеются бубен – «дап» или «шалдап», большой барабан – «думбак» и малый – «награ», литавры – «тевильваз» из одного медного полушария обтянутого кожей, и медные тарелки «жан». Духовые интсрументы – это флейта «няй» из камыша, род кларнета – «суняй» из грушевого дерева, «канай» — из длинной медной трубы.

Музыка непременно сопровождает танцы. Уйгурские танцы весьма грациозны и темпераментны. Мастерство уйгурских танцоров ценилось так высоко, что их приглашали на особые торжества китайские императоры Танской династии.

В настоящее время ни одни торжества не обходятся без танцев. У уйгуров существавало большое количество жанровых танцев – это праздничные танцы, танцы охотников, танцы влюбленных, танцы земледельцев и т.д.

Народное музыкальное искусство уйгуров развивалось веками. Свидетельством тому служат цикл «Двенадцать уйгурских мукамов», но развитие профессионального музыкального искусства начинается с установление Советской власти, которая дала возможность для культурного развития колониальных народов царской России.

За годы Советской власти у уйгуров возник профессиональный театр, появились профессиональные композиторы, дирижеры, музыканты, широкие возможности появились для организации самодеятельных музыкально-танцевальных коллективов.

Основоположником уйгурской профессиональной музыки является композитор Куддус Кужамьяров. Сын уйгурского дехканина, он, в условиях Советской власти, вырос до Народного артиста СССР, стал Лауреатом Государственной премии СССР.

Перу композитора принадлежат такие произведения, как опера «Назугум», «Золотые горы», «Садыр Палван», балет «Чинтомур Батур». Он является автором многочисленных симфоний. К.Кужамьяров известен и как общественный деятель – он избирался депутатом Верховного Совета Казахской ССР. Благоприятные условия способствовали тому, что в 1950-80 годы число уйгурских композиторов увеличилось. Плодотворную деятельность начали композиторы И.Масимов, И.Исаев, Н.Кибиров и, пожалуй, самым знаменательным событием было появление первой уйгурки-композитора Санат Кибировой. Ее произведения: симфония-оратория «Чили», вокальный цикл «Дыхание Востока», «Легкая сюита», одночастный «Концерт-Поэма» получили мировое признание.

В музыкальном мире широко известно имя Народного артиста Казахстана Газиза Дугашева. Он работал дирижером в Казахском Академическом театре оперы и балета им. Абая, дирижировал оркестром Большого театра СССР.

В мире музыкознания важная роль принадлежит Тамаре Алибакиевой, доктору искусствоведения, профессору Алматинской консерватории им.Курмангазы. Тамара Алибакиева внесла неоценимый вклад в исследование цикла «Двенадцать уйгурских мукамов», а также песенного народного творчества уйгуров. Собрав богатейший песенный фольклорный материал, она впервые произвела классификацию жанров уйгурского музыкального народного творчества. Расшифровав произведения цикла «Двенадцать уйгурских мукамов» — шедевра, жемчужины уйгурского музыкального творчества, музыковед произвела историко-теоретическое исследование цикла и вывела ладо-интонационную систему средневекового уйгурского мукама. На основе анализа в аспекте компаративистики уйгурской профессиональной музыки устной традиции с музыкальными профессиональными жанрами различных средневековых ориентальных культур, Тамара Алибакиева определила взаимовлияние древних музыкальных цивилизаций. За годы своего творчества исследователь издала более 300 книг и статей, посвященных истории развития уйгурской музыкальной культуры, вышедших в различных энциклопедических, научно-популярных, учебных изданиях различных стран мира. Среди них – «Уйгурские исторические песни», «Двенадцать уйгурских мукамов», «Уйгурские свадебные песни», «Уйгурские похоронные песни» и многие другие. Принимая участие в международных музыковедческих конференциях, симпозиумах, семинарах, концертах, Тамара Алибакиева активно ведет пропаганду уйгурского искусства на международной арене более 40 лет. Ее хорошо знают в США, Канаде, странах Европы и Азии.

Одним из знаменательных событий в культурной жизни уйгуров Казахстана было создание Уйгурского театра21 в 1934 г. Весомый вклад в развитие уйгурского театрального искусства внесли Народные артисты Казахстана М.Семятова, А.Шамиева, Г.Джалилов, Р.Илахунова, М.Бакиев, С.Саттарова, Н.Маметова, З.Акбарова, Г.Разиева, К.Абдрасулов, Т.Бахтыбаев, заслуженные артисты – А.Акбаров, Ж.Асимов, М.Зайнаудинов, Р.Тохтанова, А.Сопиев, Х.Илиева, Р.Марупова, А.Мусаева, С.Акбарова, К.Закиров, М.Рахманова.

21. Об истории создания театра см. Кайдаров А. Уйгурский советский театр. Алматы, 1984.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here